Реализация плана работы по самообразованию

2018-2019 учебный год

31.08.2018 г. выступление на педсовете МБДОУ на тему «Психолого- педагогическое обоснование проблемы необходимости развития творческих способностей старших дошкольников»

25.09.2018 г. -родительское собрание на тему «Дымковская игрушка» с элементами мастер- класса

с октября по январь 2018 год- проектная деятельность с воспитанниками и родителями МБДОУ "Изучаем народное искусство"

декабрь- участие воспитанников в творческих конкурсах "Я люблю театр", "Арт-ёлка-2019 "

22.01.2019 г. - показ открытой НОД на тему "Дымковская игрушка"

11.02.2019 г.- мастер- класс для педагогов "Изготовление декоративной посуды в технике папье-маше"

14.02.2019 г. выступление на педсовете МБДОУ № 30 из опыта работы на тему «Народное прикладное искусство как одно из средств эстетического воспитания дошкольников»

 

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования.

1.1  Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.

Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим  типом   творчества  –  искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как  часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живописного начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет в себе начало живописного: скопинская керамика, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки. В других живописное несет в себе начало пластического: жостовская, городецкая, полхов-майданская росписи, павловопосадские платки, вологодское кружево.

Декоративный образ выражает не единичное а общее - «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания  природных и общественных явлений.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В. С. Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль».  Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронкова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим.

М. А. Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М. А. Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школ народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).

Наиболее полное определение понятию «школа» дала М. А. Некрасова. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство – художественная система, формируемая традицией.

Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала.

В каждом промысле традиционны также инструменты и приспособления, поскольку их внешний вид и принцип действия напрямую зависит от свойств обрабатываемого материала.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Если стадию повтора и вариации проходят все ученики мастера в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими учениками своего дела

1.2 Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Работа педагога с дошкольниками при организации занятий строится исходя из следующих задач обучения:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих   изобразительных умений:

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры  на бумаге разного формата и на объемных предметах;

- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества и при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Принципы обучения:

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. 3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает ограниченную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным.

Цвет – одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи – сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т. п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора то соответствия композиции форме.

 

Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого следования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости – совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач – освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна. При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовительной) идет  дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т. д.). Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (например, городецкую роспись), следует решать широкий комплекс задач:

1. Формировать у детей интерес к городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей с истоками искусства городецких мастеров, краткой историей.

3. Вызвать желание научиться рисовать городецкие узоры. Познакомить с характерными элементами («купавка», «ромашка», «бутон», «розан», «бычий глаз», характерными листьями.). Познакомить с колоритом типичным для городецких узоров, композициями узоров.

4.Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы «оживки» на изделии, где композиционный центр – самый главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).

5. Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы-украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например купавки).

6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).

7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

8. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

***

Цель занятий -  познакомить с историей промысла. Развивать художественные способности. Учить видеть особенности росписи: основные цвета, оттенки цветов, их сочетания, взаимосвязь цвета фона и узора. Учить рисовать элементы росписи, развивать чувство композиции, умение составлять узоры на листе бумаги разной формы. Учить рисовать гуашью, кистью быстро, свободно, без предварительной прорисовки, крупные формы и мелкие детали, украшения.

Приобщение к истории промысла начали с организации выставки изделий Городца и Гжели, организовывали беседы, в ходе которых старались вызвать интерес к росписи, учили замечать ее особенности, уважать труд мастеров,  читали сказки, учили стихи и частушки о народных умельцах.

 

Для обучения рисованию составили цикл занятий. На каждом занятии предлагали детям рассмотреть узор на изделиях, потрогать отдельные его элементы, пальцем «обрисовать» их на изделиях, подержать их в руках.

 

Первым провели занятие по аппликации, чтобы показать детям, что в росписи мастер идет от пятна, а каждый цвет любит свой оттенок.

 

На занятиях по городецкой росписи учили рисовать бутоны и листья; чередуя их, составлять оттенки: розовый, голубой, оранжевый. Затем дети учились рисовать ромашку, составлять узор на полосе из ромашки и двух уже знакомых бутонов. Далее они учились составлять «розан», «купавку», бутоны разной формы. Сначала рассматривали их на изделиях, уточняли, на что они похожи, последовательность рисования.

 

Дети рисовали новые элементы, составляли различные композиции на листах бумаги разной формы. Обращали внимание детей на то, что мастера рисуют узор на дереве, а мы – на бумаге, тонированной под цвет дерева.

 

При составлении узора запоминали правила построения композиции:

 

- цветы расположены гирляндой; могут быть  одинаковыми; цветы и бутоны могут чередоваться;

 

- цветы расположены на веточке: первый цветок большой, следующие меньше, заканчивается веточка бутонами;

 

- в середине композиции располагается большой цветок , по бокам – поменьше, они как будто прижимаются друг к другу; могут быть одного цвета, но по-разному украшены;

 

- листья расположены симметрично или вокруг цветов (как будто водят хоровод).

 

Обращали внимание детей на то, что  особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка» выполненная черной или белой краской.

 

Городецкие мастера рисуют не только цветы и листья, но и гордых, важных птиц: петухов и индюков, разгуливающих по городу. Прекрасных коней с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Об этом мы рассказывали детям на занятиях, рассматривали иллюстрации с изображениями.

В ходе занятий, рассказывали сказки и загадки о Городце чтобы знакомство с промыслом стало еще более интересным для детей.

План ознакомления детей с искусством Городца.

Тема занятий

Программное содержание

 

Методика

Материалы

Предварительная работа

1

2

3

4

5

Знакомство с Городцом

Познакомить с историей промысла,  развивать художественный вкус, прививать любовь к народному творчеству

Организация выставки, рассказ об истории промысла рассматривание экспона- тов выставки.

Наборы Городца

Организация выставки

Аппликация

 

 

 

 

 

Учить составлять узор на полосе, знакомить с порядком    выполнения элемента узора; учить подбирать цвет и оттенок

Показ действий на фланелеграфе рассматрива-ние изделий  Городца

Наборы Городца, бумага цветная (розовая, голубая, красная, синяя)

«-»

«Бутоны»

Учить составлять оттенки розового и голубого цвета; составлять  узор на полосе;  соблюдать очередность в рисовании   (пятна, листья, украшения)

 

 

Рассмотреть предметы Городца, найти на них бутоны, пальцем их обвести.  Показать приемы рисования. Предложить детям самостоятельно «изобретать» оттенок

Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6/25),  кисти №9,2

Дидактические  игры «Составь узор», «Лото», «Домино»

«Узор на полосе из ромашек и бутонов»

Познакомить с элементом «ромашка». Закрепить умение составлять узор на полосе; учить самостоятель-но выбирать цвет для узора

 

 

Показ приемов рисования ромашки. Рассмотреть на изделиях Городца ромашки, оговорить приемы ри- сования

Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6/25), кисти № 9, 2

Рассматрива-ние иллюстраций

Узор на полосе из трех элементов. Розан»

Познакомить с элементом «Розан»  учить составлять узор из трех элементов, закрепить очередность рисования

 

Рассмотреть предметы Городца, пальцем (прорисовать) Предложить детям самостоятельно рассказать, как можно нарисовать розан

Предметы Городца, гуашь, кисти

Дидактические игры

«Разделоч-ные доски»

Учить детей составлять узор на разделочной доске, закрепить умение находить элементы Городца, называть их, рисовать

 

 

Посещение выставки городецких мастеров. Рассматрива-ние городецких узоров. Беседа о композиции: букет, венок, веточка

Разделоч-ные доски из бу-  маги, гуашь, кисти

«-»

«Городец-кие  матрешки»

Развивать воображение, продолжать знакомить детей с  русскими народными промыслами

 

 

Предложить детям украсить сарафаны  матрешек городецкими цветами.

Силуэт матрешки, гуашь, кисти

Рассматрива-ние иллюстраций с изображением матрешек расписанных городцом

 

Знакомство с искусством Гжели начали с организации выставки, затем читали авторскую сказку М. Бобровой «Нежно-голубое чудо». Цикл занятий открыли  занятием «Искусство гжельских мастеров». Рассказывали о процессе изготовления изделий, учили рассматривать гжельскую посуду, учили видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора, украшение каймой.

На следующих занятиях знакомили детей с элементами росписи, начали с освоения простейших элементов - линий, завитков и точек, составляли простейшие цветы из «капелек».

Самым сложным было научить детей рисовать элемент – мазок с оттенком, набирать краску краем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну,  затем – в другую сторону, получая цветок «гжельская роза», «тюльпан». Объясняли, что одним мазком достигается переход цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. Показали, что к середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик. Учили заканчивать цветок тонкой обводкой контура, прорисовывать прожилки.

Знакомили с композиционными приемами. Так, например, объясняли закон «триады», на рисунке изображается три элемента: большой, поменьше и самый маленький. Для лучшего понимания назвали его законом семьи: большой элемент – «папа», поменьше – «мама», а самый маленький – их ребенок. Так при изображении букета намечали три цветка (большой, средний, маленький), крупными мазками большой кистью, а тонкой прорисовывали стебли и травку.

Затем упражнялись рисовать веточки с бутонами и листиками.

На последнем занятии  «Гжельское чудо» предложили детям для росписи, альбомные листы, вырезанные в форме ваз, чайников, бокалов и супниц. При этом должно было соблюдаться главное требование: использование гжельских приемов росписи, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Дети должны были сами придумать и составить узор на выбранной форме, выполняя в центре узор из цветов, а по краям – бордюры, кайму.

В ходе занятий использовались открытки, копии гжельских росписей, читались стихи о Гжели.

План ознакомления детей с искусством Гжели.

Тема занятий

Программное содержание

Методика

Материалы

Предварительная работа

1

2

3

4

5

«Искус-ство гжельских мастеров»

Познако-мить детей с искусством гжельских мастеров

Рассказ воспитателя

Открытки с изображени-ем гжельской посуды

Организация выставки изделий  Гжели

«Рисова-ние узора на полосе –кайме»

Учить составлять  узор по мотивам гжельской росписи, сочетать дугообраз-  ные, петельные линии с мазками, точками. Закреплять навыки рисования  кистью

Рассматрива-ние каймы на посуде, частичный показ воспитателем рисования петельной, дугообразной линии. Упражнение карандашом на дополнитель-ном листе.

Синяя гуашь, полоски бумаги (5/20 см), гжельская посуда

Рассматривание гжельской посуды

Апплика-ция «Гжель-ская роза»

Закреплять умение детей составлять узоры способом аппликации

Рассматрива-ние с детьми узора «роза». Выкладывание  изображения на фланелеграфе.

Листы разной формы иллюстрации «Гжель» с узором «роза», фланелеграф

 

«Украше-ние стаканчика гжельским узором»

Продолжать знакомство с гжельской кера-  микой,отли-чать ее  форму и цвет, учить выделять кайму и другие  элементы узора. Закреплять умение рисовать ор-   намент из линий, завитков и точек. Учить рисовать элемент «капелька», рисовать цветы из «капелек», завитков, располагать их в центре стаканчика

 

Рассматрива-ние гжельской посуды, рассматривание простейших цветов из «капелек», показ воспитателем рисования «капельки» и составление цветов, расписывание стаканчиков, в центре – цветы,  рисование каймы. Отработка новых элементов на дополнитель-ном листе. Анализ работ.

Гжельская посуда, альбомные листы вырезанные в форме стаканчиков, синяя гуашь, кисти, палитры

«-»

«Украше-ние блюдечка гжельской розой»

Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов.  Учить осваивать мазок с тенями, продолжать учить рисовать гжельские узоры, составлять композицию на круге, оформлять кайму в соответ-ствии с рисунком в центре блюдца

Рассматрива-ние детьми узора «роза», показ и объяснение воспитателем элем. мазок с тенями, набирать краску с палитры одним краем кисти и наносить мазок поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем – в другую сторону,  получая цветок

Иллюстрации «Гжель», гжельская посуда с узором «роза», синяя гуашь, круг белого цвета диаметром 15 см, кисти

«-»

«Рисова-ние гжельских цветов на сырной доске»

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выделяя середину букетом; украшать края каймой. Закреплять умение рисовать концом кисти травинки, пру-       жинки, спирали

Рассматривание иллюстрации с гжельским букетом. Знакомство с законом «триады».Букет располагается в центре формы, состоит из трех цветов (большой, средний, маленький) Рисование цветов выполняется большой круглой кистью, крупными мазками, кистями поменьше прорисо- вываются стебли,   травка, придавая узору сказочную

Гжельская керамика, белые альбомные листы, вырезанные в форме кухонных досок, синяя гуашь, кисти, палитры

«-»

 

В процессе серии занятий рисованием по мотивам народных росписей (городецкой, гжельской) дети учились видеть особенности росписи: основные цвета, оттенки цветов, их сочетания, взаимосвязь цвета фона и узора. У них развивались умения рисовать элементы росписи, чувство композиции, умение составлять узоры на листе бумаги разной формы. Целью занятий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.

Необходимым условием построения современной системы художественного воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, художественной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Народное искусство способствует художественному воспитанию  детей, так как в его основе заложены все специфические  закономерности декоративного искусства – симметрия  ритм.

Приемы активного освоения знаний, т.е. рисование по мотивам народных росписей, оказывает положительное влияние на закрепление знаний старших дошкольников о традициях народных промыслов.

Декоративное рисование по мотивам народных росписей действительно расширяет и углубляет знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учебн. заведений/Г.Н. Волков – М.: Академия, 2000 – 287с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г Григорьева – М.,2000 – 207с.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей/Т.Н. Доронова – М., 2000 – 180с.

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2006 -196с.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/Т.С. Комарова – М.: Педагогика, 2000 – 209с.

6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей/Т.С. Комарова – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 176с.

7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования/Т.С. Комарова – М.: Педагогическое общество России, 2005 -179с.

8. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда/О.Ю.Филлипс – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 164с.

9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. В.В Гербовой, Т.С.Комаровой – М.: Мозаика-Синтез 2007 – 197с.

10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта/В.С. Мухина – М., 2001 -127с.

11. Саккулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием и лепкой/Н.П. Саккулина – М., 2005 – 248с.

12. Соломенникова О. А. Радость творчества/ О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2008 -167с.

13. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада/Н.С. Смирнова – СПб.: Детство-Пресс, 2000 – 193с.

14. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду/Н.Б. Халезова – М.: Сфера 2005 – 204с.

15. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/Т.Я. Шпикалова – М.: Просвещение, 2001 – 265с