психологический портрет ребёнка старшего дошкольного возраста

психологический портрет ребёнка старшего дошкольного возраста

С 5 лет ребёнок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подготовки к школе, с другой – важнейший период формирования личности.
У ребёнка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т.п.
Ребёнок пытается восстановить  линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задаёт об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?».
Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребёнка с его семейным (генеалогическим) древом, воссоздавать историю его семьи.
Отвечая на вопрос «Откуда я взялся?», необходимо понимать, что вопрос задан пятилетним ребёнком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я .
Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы. Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько своей смерти, сколько смерти родителей.
Как видим, детей этого возраста начинают волновать важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших дошкольников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать своё поведение. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы.
Пятилетний возраст – возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребёнок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – к группе мужчин.
Кроме того, дети этого возраста очень влюбчивы. Объектом влюблённости может стать человек любого возраста, а вместе с влюблённостью приходит и ревность, которая проявляется в агрессивных выпадах и пр.
Если до сих пор ребёнка интересовал преимущественно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность.
До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке ребёнком взрослого. Поэтому теперь к ребёнку нужно относиться по-другому, по-взрослому. Необходимо говорить с детьми об их планах, прежде чем решать что-то, интересоваться мыслями, «жизнью» ребёнка.
В 5-6 лет  в психике ребёнка появляются принципиально новые образования:
•    Произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти);
•    Изменения в образе-Я;
•    Особенности общения сверстников.