Творческая неделя как одна из форм приобщения дошкольников к детской литературе

Творческая неделя как одна из форм приобщения дошкольников к детской литературе

Благова Наталья Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ № 30

Творческая неделя как одна из форм приобщения дошкольников к детской литературе.

Литературное чтение-один из важнейших инструментов развития ребёнка- дошкольника. Не случайно всё большее внимание при организации воспитательно- образовательного процесса в ДОО уделяется внимание вопросам приобщения детей к художественной литературе. Литературное чтение занимает важное место в структуре досуга современного дошкольника.

На сегодняшний день наиболее эффективным средством литературного развития дошкольников является организация тематической недели, посвящённая творчеству писателей, литературным жанрам и ведущим темам недели.

В ноябре 2017 года в МБДОУ № 30 была организована тематическая неделя, посвящённая творчеству Э. Н. Успенского. Планирование недели осуществлялось командой педагогов и предполагало следующее:

¾              сбор информационного материала по теме;

¾              определение цели, образовательных задач творческой недели и содержание работы на каждый день;

¾              составление форм деятельности детей как в МБДОУ № 30, так и за его пределами;

¾              вовлечение родителей, социальных партнёров, а также организация взаимодействия детей разного возраста между собой.

Цель работы: приобщение обучающихся МБДОУ № 30 к художественной литературе; знакомство с творчеством Э. Н. Успенского.

Задачи:

¾              способствовать формированию читательского опыта у дошкольников посредством различных видов художественно –творческой деятельности;

¾              развивать интерес к литературному чтению;

¾              воспитывать литературно- художественный вкус;

Интеграция видов детской деятельности: восприятие художественной литературы; коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, изобразительная, музыкальная.

Содержание работы.

День первый. Знакомство с биографией и творчеством Э. Н. Успенского. Педагоги показали детям презентацию, где были собраны интересные факты о жизни автора, фотографии главных героев его произведений, такие как Кот Матроскин, Дядя Фёдор, Крокодил Гена, Чебурашка и другие. Также в этот день был организован коллективный просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино». В конце дня педагоги с детьми обсудили полученную информацию и наметили совместный план работы на предстоящую неделю. Им было дано задание нарисовать дома с родителями или в детском саду любимых героев Успенского и выучить понравившееся им стихотворение для того чтобы принять участие в конкурсе чтецов и творческой выставке рисунков.

Таким образом, обучающиеся детского сада были вовлечены в планирование своей деятельности.

Второй день. Организация творческой выставки «Добрая страна Успения». В холле детского сада воспитанники разместили свои рисунки и поделки по мотивам произведений Э. Н. Успенского. На выставке разместились «Пластилиновая ворона», «Весёлый Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Вера и Анфиса» и многие другие.

Ежедневно в течение недели детям читали произведения Э. Н. Успенского, разучивали стихотворения и беседовали по содержанию этих произведений. В режимных моментах были организованы театральные игры и игры- драматизации по текстам стихов.

Также во второй день для обучающихся старших групп была организована экскурсия в библиотеку. В читальном зале дети путешествовали на «Голубом вагоне", отвечая на вопросы по мотивам произведений автора. Сотрудники библиотеки рассказали детям о появлении знаменитого Чебурашки, самостоятельной жизни Дядя Федора из Простоквашино, приключениях Крокодила Гены и проказах старухи Шапокляк. Во время экскурсии детям было предложено полистать книги Э. Успенского.

Третий день. Организация творческих мастерских в группах. Обучающиеся младшей группы были задействованы в изготовлении Чебурашки из осенних листочков и пенопласта. Обучающиеся средней группы совместно с родителями и педагогами и детьми старших групп изготовили книжки- самоделки со стихами для детей по мотивам произведений Э. Успенского. Всеми участниками- воспитательно- образовательного процесса подбирались и создавались иллюстрации, оформлялись обложки. Результаты продуктивной деятельности были представлены на выставке «Добрая страна Успения».

Творческие мастерские позволили создать условия для более эмоционального проживания и глубокого понимания детьми произведений и обеспечили их практикование в художественно-речевой деятельности.

Четвёртый день. Проведение конкурса чтецов по мотивам произведений Э. Н. Успенского. Конкурс проводился с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова. В конкурсе приняли участие даже самые маленькие воспитанники, по итогам которого все получили грамоты за участие и подарки.

Конкурс позволил развить у детей художественно- речевые исполнительские навыки, воспитать положительное эмоциональное отношение к поэтическим произведениям писателя, предоставил им возможность для самовыражения.

Пятый день. Проведение итогового досугового мероприятия – викторины для детей старших групп. Задания, которые использовались в ходе викторины, были разработаны с учётом читательского опыта, возможностей и интересов детей. Это вопросы – перевёртыши, игра «Заблудившиеся герои», вопросы –тесты, общие вопросы, игра «Угадай по описанию», вопросы- загадки, музыкальные вопросы. Самым интересным заданием для детей стало «Волшебная коробочка». Детям с закрытыми глазами было предложено достать из коробочки предмет и угадать из какого он произведения. Например, корова из Простоквашино, мышка из мультфильма про крокодила Гену и Чебурашку и так далее. Главными героями на мероприятии были Крокодил Гена, старуха Шапокляк и Чебурашка.

Таким образом можно сделать вывод, творческие недели погружает в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению.