Хочет ли ребенок идти в школу?

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги и родители. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть сформированны . Однако, главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи "про себя", т.е. во внутреннем плане.

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня  физической зрелости. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

  • наличие познавательных процессов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности;
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Степень психосоциальной зрелости

(кругозор)

Тестовая беседа

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя , отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы и папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь - тетей или дядей?

4. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер? (день или утро).

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

8. Что бывает раньше обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?

12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь?

13. когда можно кататься на санках - зимой или летом?

14. почему снег бывает зимой, а не летом?

15. что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужны парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или собаки?

22. Что больше 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Оценка ответов

За правильный ответ за все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных вопросов). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: "Папа работает инженером", "У собаки лап больше, чем у петуха"; не полные ответы: "Мама Таня", "Папа работает на работе".

К контрольным заданиям относятся 5,8,15,22. Они оцениваются так:

№ 5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяца - 3 балла.

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильное указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.

№ 16 - оценивается совместно с №15 и №22. Если в №15 ребенок ответил все правильно - положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым;

20-24 - средне-зрелым; 15-20 - низкий уровень готовности ребёнка к школе