система физкультурно- оздоровительной работы в МБДОУ № 30

Здоровьесберегающие технологии

см. подразделы

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Одной из главных задач в ДОО согласно ФГОС ДО является охрана физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

Обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ № 30 направлена на овладение обучающимися элементарных норм и правил здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т. д.).

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной активности детей и формированию ЗОЖ.

Оснащение предметно- пространственной среды.

В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. Есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет свои отличительные признаки.

Использование нетрадиционных оздоровительных технологий в игровом варианте помогает детям с лёгкостью выполнять упражнения. Оздоровительная работа с детьми проводится в течение всего дня.

Использование в работе эмоциональных уголков.

Утром, приходя в детский сад, дети выбирают пиктограмму – эмоцию, которая соответствует их настроению, и помещают её в кармашек рядом со своей фотографией. Т. о., дети учатся определять собственное настроение и приветствовать друг друга.

Проведение утренней гимнастики.

«Зарядить» ребёнка на целый предстоящий день помогает утренняя гимнастика. Её оздоровительная польза заключается не только в формировании необходимых двигательных навыков, но и в организованном общении детей в процессе двигательной активности, что способствует повышению их эмоционального тонуса.

Питание в ДОО.

Не мало важная роль отводится правильному питанию. Ведь правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни.  В детском саду организовано 3-хразовое питание (завтрак, обед и уплотнённый полдник). Между завтраком и обедом организуется второй завтрак, включающий сок или свежие фрукты.

Снятие тонуса и напряжения мышц организма.

Педагоги в ходе организованной деятельности проводят с детьми  динамические паузы:

¾                Физминутки

¾                Пальчиковые игры

¾                Гимнастика для глаз

¾                Дыхательная гимнастика

¾                Релаксационные моменты

Оздоровительные технологии в музыке.

Музыкально- оздоровительную работу в ДОО принято считать новым направлением в музыкальном воспитании

Так, с детьми в ходе музыкально- образовательной деятельности, проводятся этюды на развитие воображение, мимики лица. На примере русских народных сказок, дети жестами, мимикой показывают ход своих дальнейших действий.

Сенсорное развитие.

В каждой группе имеются сенсомоторные уголки с содержанием крупы, песка, гальки, крутящихся предметов, разнообразные баночки с природными запахами. Наши пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые улучшают деятельность важных систем организма.

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми. Взаимодействие с песком способствует успешной адаптации детей к детскому саду В песочнице дети проигрывают свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выразить в силу своих возрастных особенностей.

Инклюзивное воспитание в настоящий момент является инновационным процессом.

Сенсомоторные уголки:

¾                Обеспечивают интеграцию солнечных детей в образовательной деятельности нашего детского сада;

¾                Являются условием для его положительного эмоционального состояния в группе;

¾    Формируют навыки предметной деятельности

Гимнастика после сна.

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка. С этой целью в ДОО  после сна проводится гимнастика в постели. Она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.

Гимнастика после сна является закаливающей процедурой, снижает процесс заболеваемости.

Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «дорожек здоровья».

Расти детям здоровым помогает самомассаж.

 

Организация тропы здоровья.

«Тропа здоровья» - один из самых важных организованных видов двигательной активности, в ходе проведения которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные, физические качества дошкольников.

Приобщение детей к ЗОЖ

При построении процесса валеологизации в нашем саду используются мнемотехнические приёмы – коллажи и мнемотаблицы.

Данные технологии позволяют сформировать у детей осознанно- правильное отношение к своему здоровью

В старшей группе, к концу дня, дети уже самостоятельно оценивают свои поступки, заполняя Программу индивидуальной ежедневной оздоровительной деятельности

Уважаемые родители и дети!


Чтоб здоровье раздобыть,

Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.

Физкультурно-

оздоровительная работа

В МБДОУ проводится постоянная работа по укреплению здоровью, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

  • принцип активности и сознательности - участие   всего   коллектива педагогов и родителей   в поиске   новых,   эффективных  методов и целенаправленной деятельности  по оздоровлению  себя и детей
  • принцип научности - подкрепление проводимых  мероприятий, направленных на укрепление   здоровья,   научно   обоснованными и практически апробированными методиками
  • принцип   комплексности и интегративности - решение оздоровительных
    задач   в   системе   всего  учебно - воспитательного   процесса и всех видов
    деятельности
  • принцип результативности и преемственности -   поддержание   связей между возрастными категориями, учет  разноуровневого развития и состояния здоровья
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и  поддержки, гарантия   положительных результатов  независимо от   возраста и уровня   физического развития.

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы

1. Создание условий

  • организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение   благоприятного  течения   адаптации
  • выполнение   санитарно-гигиенического  режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • составление планов оздоровления
  • определение показателей   физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами  диагностики.

3. Физкультурно-оздоровительное направление

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

4. Профилактическое направление

  • проведение обследований   по скрининг - программе и выявление   патологий
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению   инфекционных заболеваний
  • предупреждение   острых заболеваний   методами неспецифической профилактики
  • противорецидивное   лечение   хронических заболеваний
  • дегельминтизация
  • оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Система оздоровительной работы.

№ п\п

Мероприятия

 

Группы

Периодичность

Ответственные

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим / в адаптационный период/

- гибкий режим дня

- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

- организация благоприятного микроклимата

1 младшая группа

 

Все группы

Все группы

Ежедневно в адаптационный

период

ежедневно ежедневно

Воспитатели,

медик, педагоги

 

все педагоги, медсестра

2.

Двигательная активность

Все группы

Ежедневно

Воспитатели,

Инструктор ФЗК

2.1.

Утренняя гимнастика

Все группы

Ежедневно

Воспитатели,

Инструктор  ФЗК

2.2.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

-          в зале;

-          на улице.

 

Все группы

Все группы

 

 

 

2 р. в неделю

1 р. в неделю

Инструктор ФЗК

Воспитатели

2.4.

Элементы спортивных игр

 

 

старшая,

подготовительная

2 р. в неделю

Воспитатели,

Инструктор  ФЗК

2.5

Кружковая работа

старшая,

подготовительная

1 р. в неделю

Инструктор ФЗК

2.6.

Активный отдых

-          спортивный час;

-          физкультурный досуг;

 

 

Все группы

Все группы

 

1 р. в неделю

1 р. в месяц

 

Инструктор ФЗК

Воспитатели

2.7.

Физкультурные праздники (зимой, летом)

«День здоровья»

«Весёлые старты»

 

все группы

подготовительная

 

1 р. в год

1 р. в год

Инструктор ФЗК,

Воспитатели,

муз. рук.

2.8.

Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)

 

 

Все группы

1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком )

Все педагоги

 

 

3.

Лечебно – профилактические мероприятия

 

 

 

 

3.1.

Витаминотерапия

Все группы

Курсы 2 р. в год

медсестра

 

3.2.

Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)

Все группы

В неблагоприятный период (осень, весна)

 

медсестра

3.3.

Физиотерапевтические процедуры (кварцевание, ингаляция)

По показаниям врача

В течении года

медсестра

 

3.4.

Фитоадентогены (женьшень и эвкалипт)

Все группы

Осень, весна

медсестра

 

3.5.

Фитонезидотерапия (лук, чеснок)

Все группы

В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе)

Воспитатели

медсестра

4.

Закаливание

 

 

 

4.1.

Контрастные воздушные ванны

Все группы

После дневного сна

Воспитатели

4.2.

Ходьба босиком

Все группы

Лето

Воспитатели

4.3.

Облегчённая одежда детей

Все группы

В течение дня

Воспитатели,

мл. воспитатели

Модель двигательного режима по всем возрастным группам.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультминутки

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

Музыкально – ритмические движения.

НОД по музыкальному развитию

6-8 мин.

НОД по музыкальному развитию

8-10 мин.

НОД  по музыкальному развитию 10-12 мин.

НОД по музыкальному развитию 12-15 мин.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

(1 в зале, 2 на улице)

2 раз в неделю 10-15 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 25-30 мин.

Подвижные игры:

-          сюжетные;

-          бессюжетные;

-          игры-забавы;

-          соревнования;

-          эстафеты;

-          аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

Оздоровительные мероприятия:

-          гимнастика пробуждения

-          дыхательная гимнастика

Ежедневно 5 мин.

Ежедневно 6 мин.

Ежедневно 7 мин.

Ежедневно 8 мин.

Физические упражнения и игровые задания:

-          артикуляционная гимнастика;

-          пальчиковая гимнастика;

-          зрительная гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-15 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

1 раз в месяц по 15-20 мин.

1 раз в месяц по 25-30 мин.

1 раз в месяц 30–35мин.

Спортивный праздник

2 раза в год по 10-15 мин.

2 раза в год по 15-20 мин.

2 раза в год по 25-30 мин.

2 раза в год по 30-35 м.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

 

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ №30

________/Плешкова Е. В./

01.09.2015г.

План работы МБДОУ №30

по медицинскому обслуживанию детей

на 2015-2016 уч. год.

Содержание работы

Ответственный

Сроки выполнения

  1. I. Организация медицинского обеспечения детей

1.1.

Осмотр и знакомство с мед. документацией при поступлении ребёнка в группу.

Врач ДП, медсестра ДП

Сентябрь,

по мере поступления ребёнка в МБДОУ

1.2.

Оформление списков оздоровительных групп и листков здоровья

медсестра ДП

Май,

сентябрь

1.3.

Разработка индивидуальных планов оздоровления для каждого ребёнка с учётом пожеланий родителей, рекомендаций врача, педагогов, психолога.

медсестра ДП,

психолог,

воспитатели МБДОУ

сентябрь

1.4.

Разработка плана оздоровительной работы с детьми на учебный год.

Медсестра ДП, старший воспитатель МБДОУ

май

1.5.

Разработка схемы проведения оздоровительных мероприятий по месяцам.

Медсестра ДП, старший воспитатель МБДОУ

май

1.6.

Плановый осмотр 1 раз в 3 месяца

медсестра ДП

ежемесячно

1.7.

Осмотр после перенесённого заболевания для назначения восстановительных мероприятий и индивидуального режима дня.

медсестра ДП

В течение года

1.8.

Участие в медико – педагогических комиссиях по приёму и выпуску детей

медсестра ДП

В течение года

1.9.

Организация и контроль противоэпидемических мероприятий

медсестра ДП, заведующая

ежеквартально

1.10.

Анализ посещаемости в разных возрастных группах.

медсестра ДП

ежемесячно

1.11.

Оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

медсестра ДП

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Июнь

 

  1. II. Первичная профилактика

2.1.

Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении

медсестра ДП

Постоянно

2.2.

Составление вариативных режимов дня и ООД

Медсестра, старший воспитатель ДП

Сентябрь

2.3.

Обеспечение соответствия высоты детской  мебели росту детей

медсестра ДП, воспитатели МБДОУ

Сентябрь

январь

2.4.

Проведение профилактических осмотров и обследование персонала

медсестра ДП

Сентябрь

март

2.5.

Проведение обследования детей на я/глист, энтеробиоз,

педикулёз

медсестра ДП

По плану поликлиники

2.6.

Контроль температурного режима, кварцевания, проветривания в группах.

медсестра ДП

Постоянно

2.7.

Организация и контроль проведения закаливающих процедур в группах

медсестра ДП

Постоянно

  1. III. Питание

3.1.

Организация питания детей

Медсестра ДП, заведующая, старший воспитатель МБДОУ

Постоянно

3.2.

Контроль состояния фактического питания и анализ качества питания, включая калорийность пищи, выполнение натуральных норм.

медсестра ДП

Постоянно

3.3.

Организация питания детей - аллергиков

медсестра ДП

Постоянно

3.4.

Участие в работе Совета по питанию

Заведующая

медсестра ДП, повар,

кладовщик,

бухгалтер

Постоянно

  1. IV. Физическое воспитание

4.1.

Распределение детей на подгруппы для занятий ФК

Медсестра ДП, инструктор ФЗК  МБДОУ

сентябрь

4.2.

Оформление списка медицинских противопоказаний при отклонениях в состоянии здоровья детей

медсестра ДП

сентябрь

4.3.

Осуществление контроля организации физического воспитания

медсестра ДП

ст. в-ль

постоянно

4.4.

Консультации для родителей по физической культуре в домашних условиях

Инструктор по ФЗК

В течение года

  1. V. Гигиеническое воспитание

5.1.

Рекомендации воспитателям по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков ЗОЖ

медсестра ДП

инструктор по ФЗК,

ст. в-ль

Сентябрь

Декабрь

Май

5.2.

Беседы с детьми о навыках ЗОЖ

медсестра ДП

инструктор по ФЗК

ст. в-ль

постоянно

5.3.

Организация и контроль мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки, плоскостопия.

медсестра ДП

ст. в-ль

постоянно

5.4.

Консультации для родителей по формирования у детей ЗОЖ

Медсестра ДП, воспитатели, МБДОУ

ежеквартально

  1. VI. Иммунопрофилактика

6.1.

Проведение вакцинации

Врач

медсестра ДП

По плану поликлиники

6.2.

Анализ вакцинации

медсестра ДП

ежемесячно

6.3.

Контроль состояния здоровья до и после вакцинации, регистрация местной и общей реакции на прививку

медсестра ДП

ежемесячно

  1. VII. Мероприятия по обеспечению адаптации детей.

7.1.

Приём вновь поступивших детей с анализом данных медицинской документации и назначение комплекса мероприятий по профилактике нарушений адаптации.

медсестра ДП

психолог

По мере поступления детей

7.2.

Контроль течения вновь поступивших детей и проведение медико – педагогической коррекции (совместно с педагогами)

медсестра МБДОУ

ДП

ст. в-ль

По мере поступления детей

7.3.

Анализ адаптации детей

медсестра ДП

психолог

В течение года

7.4.

Организация мероприятий по формированию функциональной готовности детей к школе

медсестра ДП

психолог

ст. в-ль

В течение года

7.5.

Консультации для вновь поступивших детей по подготовке ребёнка в ДОО

медсестра ДП

психолог

ст. в-ль

5       пункт

  1. VIII. Диспансеризация

8.1.

Организация плановых осмотров детей врачами- специалистами

медсестра ДП

 

По плану поликлиники

8.2.

Проведение оценки физической подготовленности детей в динамике

медсестра ДП

инструктор по ФК

9, 5 пункты

8.3.

Организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями

медсестра ДП

 

В течение года

  1. IX. Профилактика травматизма

9.1.

Контроль укрепления мебели в групповых помещениях, кабинетах педагогов и инвентаря на прогулочной площадке

медсестра ДП

ст. в-ль

В течение года

9.2.

Инструктаж сотрудников о мерах по профилактике травматизма.

медсестра ДП

врач ДП

ст. в-ль

9,2 пункты

9.3.

Комплектование аптечки первой помощи

медсестра МДОУ

 

9, 3 пункты

9.4.

Анализ и учёт травм

медсестра ДП

врач ДП

ст. в-ль МБДОУ

 

 

  1. X. Взаимодействие с родителями

10.1.

Анкетирование родителей и его анализ

медсестра ДП

ст.в-ль

 

9,5 пункты

10.2.

Информирование родителей о характере и объёме планируемых в течение года оздоровительных процедур

медсестра ДП

зав. МБДОУ

9 пункт

По мере поступления

10.3.

Получение письменного согласия родителей на проведение оздоровительных процедур

медсестра МБДОУ

 

9 пункт

По мере поступления

10.4.

Консультации для родителей

медсестра ДП

психолог

инструктор по ФЗК

еженедельно

10.5.

Лекции для родителей

медсестра ДП

психолог

ст. в-ль

 

1 раз в квартал

10.6.

Информация для родителей по результатам медосмотра детей в ДОУ

Медсестра ДП

психолог

в-ли

В течение года

10.7.

Оформление в групповых помещениях стендов, включающих информацию по оздоровительным методикам и расписание текущих оздоровительных мероприятий

медсестра ДП, воспитатели

 

В течение года

10.8.

Оформление стендов по вопросам профилактики заболеваний и методам оздоровления

Медсестра ДП

 

В течение года

10.9.

Участие в родительских собраниях

медсестра ДП

 

В течение года

  1. XI. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ

11.1.

Проведение санитарно – просветительской работы с сотрудниками, включая инструктаж «Первая доврачебная помощь»

медсестра ДП

 

Еже-квартально

11.2.

Организация и контроль проведения оздоровительных мероприятий в группах

медсестра ДП

 

постоянно

11.3.

Информирование сотрудников о состоянии здоровья детей (листы здоровья)

медсестра ДП

 

9 пункт

11.4.

Консультации для педагогов по вопросам оздоровления и формирования основ ЗОЖ

медсестра ДП

 

В течение года