обобщение передового педагогического опыта

Модель нравственно- патриотического воспитания в условиях современного ДОО

Модель нравственно- патриотического воспитания в условиях современного ДОО.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………1
    1. Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольников в ДОО……………………………………………………………………………6
    2. Инновационный подход к проблеме нравственно- патриотического воспитания…………………………………………………………………...13
    3. Управление образовательным процессом с учётом региональных, национальных и этнокультурных компонентов…………………………..14
    4. Проектная деятельность нравственно- патриотического воспитания дошкольников……………………………………………………………… .33

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

 

1. Пояснительная записка

Современная государственная политика в области образования большое внимание уделяет вопросам духовно- нравственного воспитания. Во ФГОС ДО сформулированы приоритеты духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте процессов социализации, обучающихся через созидание нравственных понятий и базовых национальных ценностей, предложенных в качестве смыслового ядра воспитательного процесса.

В последние годы все более актуализируется проблема национально-регионального компонента как в вузовских, так и в школьных и дошкольных учебных планах.

В педагогике идет научный поиск теоретических обоснований многогранных проблем регионализации образования. Этнокультурное воспитание понимается как процесс, в котором цели, задачи, содержание и технологии ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание предполагает введение в образовательный процесс компетенций родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у обучающихся интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине XIX – начале XX в. В России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа. Важную роль в этнокультурном воспитании детей занимала игрушка. Игры с куклами, воплотившими в себя черты, свойственные разным народам, могли удовлетворить пробуждавшийся интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм.

В 20-е гг. XX в. особое внимание акцентируется на социальном, общественно- политическом воспитании. Сюда входило и воспитание идеологии, определённых нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма и общественной активности. Содержание этнокультурного компонента определялось решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно- политический праздник (Октября или первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки, яркие события политической жизни: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В середине 1930 г. стали создаваться игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. В повседневной жизни детского сада использовалось, музыкальное, танцевальное и устное народное творчество.

В начале 80-х гг. XX в. в обществе происходят перемены, которые связаны с введением в образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил её проблемы, выделил факторы и средства воспитания

На современном этапе этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального содержания. Появилось много статей, монографий, коллективных исследований ученых, педагогов-психологов, посвященных вопросам регионализации (Бондаревская Е.В., Бойко Л.И., Колесников Ю.С., Наумченко И.Л., Репин С.А., Сериков Г.Н., Петровичев В.М., Малахов Н.Д. и др.).

Идея регионализации разрабатывается в различных аспектах:

  • в аспекте национальной идеи: национальные черты «вырвались» наружу и идет процесс возрождения национального самосознания;
  • идеи поликультурности: происходит формирование культурных взаимоотношений между представителями разных этнических групп, целенаправленное «погружение» в среду взаимодействующих культурных ценностей разных народов, национальностей, приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре.

По мнению кандидата педагогических наук, профессора АГУ Цеевой Л. Х. решение данной проблемы возможно через:

  • включение в образовательную программу дисциплин, содержание которых будет непосредственно отражать социальный национальный опыт;
  • знание педагогами своего региона, его особенности; осознание дидактических и воспитательных особенностей национально- регионального компонента; умение им пользоваться.

Учитывая это, мы разработали модель нравственно- патриотического воспитания обучающихся вариативной части образовательной Программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 30» города Майкопа (далее – МБДОУ).

Идея создания образовательно- воспитательной среды данной модели заключатся в том, чтобы посредством различных видов деятельности воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Актуальность проблемы обосновывается тем, что современные дети мало знают о родной земле, стране, особенностях национальных традиций, языке, равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель модели – формирование базовой культуры обучающихся на основе отечественных традиционных, духовных и нравственных ценностей.

Цель ориентирована на решение следующих задач:

  • духовно- нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, Республики Адыгея, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, общества;
  • формирование у детей основополагающих морально- нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
  • создание условий творческого и интеллектуального развития личности ребёнка.

Данные задачи решаются на основе следующих принципов

  • «позитивный центризм» (усвоение ребёнком компетенций, наиболее актуальных для его возраста);
  • непрерывность, преемственность в воспитательно- образовательном процессе;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • системно-деятельный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской деятельности.
  1. 2. Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольников в ДОО.

Специфика организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся в содержании воспитательно-образовательного процесса МБДОУ № 30 выстроена следующим образом:

Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников всех возрастных групп в МБДОУ № 30 включает в себя следующие цели и пути их достижения.

Младшая группа «Вместе дружная семья»

цели

темы

Пути достижения цели

¾  Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города Майкопа, по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория).

¾  Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живёт ребёнок; подчёркивать значение окружающих предметов быта (одежда, игрушки и т. д.); обращать внимание на природное окружение;

¾  Знакомиться с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним. Привлекать детей к драматизации, режиссёрским играм.

«Я и моя семья» (Я – мальчик, я – девочка, мое имя, фамилия, моя национальность)

¾  Организованная образовательная деятельность, беседы в свободное время; экскурсии по детскому саду; наблюдение за трудом сотрудников;

¾  Чтение художественных произведений С. Маршака, А Барто, З. Александровой, рассказов , стихов и рассказов адыгейских детских писателей и поэтов Д. Чуяко, К. Жанэ, Н. Куёк, Х. Панеш,

¾  Изучение фольклорных произведений (потешки, пословицы, поговорки)

«Природа на участке детского сада»

Наблюдения на прогулке и в уголке природы, чтение художественных произведений о природе М. Пришвина, Е. Чарушина.

«Знакомство с народной музыкой, пляски в хороводе»

ООД «Музыка», прослушивание народных мелодий в свободное время, рассматривание иллюстраций

Средняя группа. «Моя малая родина - город Майкоп»

цели

темы

Пути достижения цели

¾  Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с городом Майкопом;

¾  Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями;

¾  Знакомить с историческим прошлым города Майкопа на материале легенд, музея, архитектурных особенностей;

¾   Воспитывать желание сохранить чистоту, порядок в своём городе.

«Мой город Майкоп», «Архитектурные памятники» «Виды транспорта», «История Майкопа» «Профессии»

¾  Организованная образовательная деятельность, беседы в свободное время; экскурсии по городу; наблюдение за трудом сотрудников;

¾  Чтение художественных произведений Д. Чуяка «Я хожу в детский сад», «Где мы живём», «Дружба» К. Жанэ «Мой папа шофёр», Х. Панеш «Самый самый главный» и др.

¾  Изучение фольклорных произведений (потешки, пословицы, поговорки);

¾  Подвижные игры «Где мы были, не скажем…», «Цветные автомобили»

«Природа в городе Майкопе»

Наблюдения в ходе проведения экскурсий. Презентации о городе

«Знакомство с народной музыкой, пляски в хороводе»

ООД «Музыка», прослушивание народных мелодий в свободное время, рассматривание иллюстраций

Старшая группа. «Широка страна моя родная»

цели

темы

Пути достижения цели

¾  В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим Республики Адыгея;

¾  Дать представление о её географическом расположении, природных ресурсах;

¾  Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие региона;

¾  Знакомить с городами, станицами, аулами, их достопримечательностями;

¾  Рассказать об истории развития Адыгеи, традициях жителей Республики;

¾  Знакомить с культурным наследием Адыгеи (с произведениями адыгейских писателей, поэтов, обрядами, ремёслами).

«Место, где живёт ребёнок», «Флаг Адыгеи», История Республики Адыгея» «Национальный костюм», «Национальная кухня», «Быт и культура Адыгов».

¾  Организованная образовательная деятельность, беседы в свободное время; экскурсии по городу; наблюдение за трудом сотрудников;

¾  Просмотр документального фильма о Республике Адыгея», географической карты»;

¾  Посещение кружка по приобщению детей к адыгейской культуры

¾  Посещение кружка по приобщению к истокам русской народной культуры

 

«Природа в городе Майкопе» «Природа в Республике Адыгея»

Наблюдения в ходе проведения экскурсий. Презентации о городе, Республике Адыгея

 

«Знакомство с народной музыкой, пляски в хороводе»

«Знакомство с народными инструментами Адыгов»

ООД «Музыка», прослушивание народных мелодий в свободное время, рассматривание иллюстраций. Игры с инструментами

 

«Мы наследники Великой Победы»

Рисование на тему «Война». Беседы о войне. Поздравление ветеранов. Экскурсии к памятным местам города Майкопа.

Подготовительная группа. «Моя страна. Мой родной язык»

цели

темы

Пути достижения цели

¾  Продолжать знакомить детей с понятиями большой и малой Родины (государство – Россия, Республика Адыгея), название города Майкопа;

¾  Продолжать формировать элементарные представления о месторасположении России и Адыгеи на карте, глобусе;

¾  Воспитывать уважение к представителям иноязычной культуры и потребность в коммуникациях с ними.

«Место, где живёт ребёнок», «Флаг Адыгеи», История Республики Адыгея» «Национальный костюм», «Национальная кухня», «Быт и культура Адыгов».

«Моя родословная» «Я в многонациональной семье»

¾  Организованная образовательная деятельность, беседы в свободное время; экскурсии по городу; наблюдение за трудом сотрудников;

¾  Просмотр документального фильма о Республике Адыгея», географической карты»

¾  Посещение кружка по изучению адыгейского языка»

 

«Природа в городе Майкопе, Республике Адыгея»

Наблюдения в ходе проведения экскурсий. Презентации о городе, республике Адыгея

Беседы «Флора и фауна Адыгеи», «Мир природы в творчестве адыгейских художников» «Большой кавказский заповедник»

 

«Знакомство с народной музыкой, пляски в хороводе»

«Знакомство с народными инструментами Адыгов»

ООД «Музыка», прослушивание народных мелодий в свободное время, рассматривание иллюстраций. Игры с инструментами

 

«Мы наследники Великой Победы»

Рисование на тему «Война». Беседы о войне. Поздравление ветеранов. Экскурсии к памятным местам города Майкопа. Вышивание звёзд на ткани.

Для выявления уровня компетентности воспитателей ДОО и родителей обучающихся в вопросах знаний о городе Майкопе и Республике Адыгея используются следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы год основания города Майкопа?
  2. Что означает название города «Майкоп»? Почему именно так назвали город?
  3. Какие здания нашего города вы считайте историко -  художественными памятниками? Почему?
  4. Какого цвета флаг Адыгеи? И что означают 12 звёзд на флаге?
  5. Беседуете ли вы с ребёнком о достопримечательностях города?
  6. Какие национальные игры и праздники Республики Адыгея вы знаете?

Для проведения беседы, с целью выявления уровня знаний о городе и Республики Адыгея используются следующие вопросы:

  1. В каком городе (какой Республике) ты живёшь?
  2. Любишь ли ты свою малую родину?
  3. Какие архитектурные памятники города Майкопа ты знаешь?
  4. Какие народные праздники ты знаешь?
  5. Что ты чувствуешь, когда смотришь на красивое здание?
  6. Что такое «дружба», «гостеприимство»?
  7. В какие народные игры ты играешь с друзьями на прогулке?
  8. Что можно сделать для того, чтобы город был красивее?
  9. Хочешь ли ты изучать адыгейский язык?

Уровень сформированности знаний, представлений и ценностного отношения к городу, его памятным местам оценивается по следующим критериям:

Высокий уровень-

  • ребёнок проявляет устойчивый интерес к познанию родного края;
  • интенсивно проявляет разнообразные чувства при восприятии архитектуры;
  • аргументирует свои отношения, развёрнутыми высказываниями;
  • способен понимать и оценивать свои успехи в художественно- творческой деятельности;
  • знает названия народных игр, праздников, достопримечательности города Майкопа, Республики Адыгеи.

Средний уровень-

  • ребёнок готов к познанию архитектурных сооружений;
  • слабо аргументирует своё отношения к городу, Республики Адыгея;
  • затрудняется в установлении фундаментального наличия архитектурных сооружений;
  • слабо знает названия народных игр, праздников, достопримечательности города Майкопа, Республики Адыгеи.

Низкий уровень-

  • отсутствует интерес к познанию города Майкопа и Республики Адыгея;
  • отсутствует эмоциональный отклик;
  • имеет неправильное представление о назначении архитектуры;
  • не знает народные праздники, игры.
  1. Инновационный подход к проблеме нравственно- патриотического воспитания.

Повышение качества образования возможно только через развитие (инновационный процесс).

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае необходимо взять на себя определённые обстоятельства по подготовке к организации нововведения, т. к. объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

В инновационной деятельности ДОО 30 задействованы все участники воспитательного- образовательного процесса – дети, родители, педагоги.

С целью развития инновационного потенциала педагогов используются как традиционные формы работы (педсоветы, семинары, консультации, анкетирование, тестирование и т. д.), так и нетрадиционные: мастер-классы, участие в вебинарах, размешение портфолио и публикации на международных порталах, создание сайта в сети – интернет, наличие собственной электронной почты, участие в проектной деятельности, медиа-проектах..

Новым и актуальным направлением развития дошкольного образования является дополнительное образование детей. На сегодняшний момент начиная со старшей группы все дети задействованы в кружковой работе. В ДОО ведётся работа по внедрению инновационной технологии изучения дошкольниками адыгейского языка на примере русских народных сказок. Технология изучения адыгейского языка выстроена следующим образом: сначала дети знакомятся с русской народной сказкой, затем изучают слова и действия на адыгейском языке и в завершении инсценируют сказку уже на адыгейском языке.

В работе с детьми и родителями воспитатели и узкие специалисты используют мультимедийные средства. Это презентации, мультипликации, видеорепортажи.

При организации совместной деятельности участников воспитательно- образовательного процесса не мало важную роль играет проектная деятельность. Педагогический коллектив выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития общества тему: «Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях современного ДОО»

Педагоги планируют совместно с родителями выездные и интерактивные экскурсии в национальный музей Республики Адыгея, библиотеку, автогородок. Принимают участие в конкурсах различного уровня.

Для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива. Все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надёжное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.

 

  1. 4. Управление образовательным процессом с учётом региональных, национальных и этнокультурных компонентов.

На первом этапе работы в ДОО была организована творческая группа педагогов, намечена поэтапная работа для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме:

  • Налажено социальное партнёрство с внешними организациями – национальный музей, автогородок, библиотека
  • приобретена учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • проведён семинар-практикум «Национально- региональный компонент в ДОО»;
  • организована деловая игра «Приобщаем дошкольников к истокам народной культуры»
  • проведено общее родительское собрание «Нравственно- патриотическое воспитание обучающихся»
  • подготовлен практический материал для работы с дошкольниками.

Большое значение придавалось изучению воспитателями государственной символики города Майкопа и Республики Адыгея. Патриотические уголки были пополнены изделиями народно-прикладного искусства и сувенирами народной культуры, наглядно-методическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию.

Образовательный процесс реализуется через такие формы работы с дошкольниками как:

  • непосредственно-образовательная деятельность; беседы; чтение художественной литературы; экскурсии; театральные постановки; художественное творчество; художественно-трудовая деятельность; физкультурные досуги; музыкально-литературные вечера; кружковая деятельность; тематические выставки; проектная деятельность.

Начиная с младшего возраста дети знакомятся с понятием «семья». В группах оформляются портфолио дошкольника с содержанием семейных фотоальбомов, где имеется информация об имени ребёнка, фамилии, традициях семьи, интересных событиях. Проводятся вечера – досуги «Отдых всей семьёй».

В среднем возрасте дети узнают информацию об истории и достопримечательностях города Майкопа. Этому способствуют экскурсии в автогородок, национальный музей, библиотеку, выездные экскурсии музея. Экскурсии сопровождаются рассказами о происхождении названий улиц, о труде взрослых.

 

Начиная со старшего возраста педагоги знакомят детей с бытом, традициями адыгского народа, отдельными историческими моментами, символикой региона страны в целом, играют в подвижные игры.

В нашем учреждении обучаются дети разных национальностей: русские, адыгейцы, татары, украинцы и дети смешанных браков. Человеку любой национальности похвально знать историю и культуры региона, в котором он живёт, уважать традиции и обычаи народа.

С целью углублённого изучения детьми культуры региона и знакомства с адыгейским языком в детском саду организованы дополнительные кружки:

  • кружок народно-прикладного искусства адыгской культуры «Нэбзый»;
  • кружок адыгейского языка «Ныдельфыбс».

дошкольников к истокам адыгской культуры «Нэбзый»;.

Кружковая работа проводится с детьми старших групп – 2 раза в неделю, во второй половине дня. В игровой форме дети знакомятся с национальным костюмом, предметами быта, национальной посудой, кухней. В нетрадиционном стиле – пластилинография, квилинг, канзаши- украшают национальную одежду орнаментом.

На прогулке дети играют в подвижные национальные игры: метание шапки, КЪАНГЪЭБЫЛЪ (прятки), ХЪАКУРГЪАЧЪ (катание колеса), ШЫГЪАЧЪЭ (скачки) и другие.

Каждый день детям читают мудрые народные произведения талантливых писателей Адыгеи: сказки Мурата Паранука, Исхат Машбаша, стихи Киримизэ Жанэ, Руслана Нехай и других. Педагоги показывают детям документальные фильмы, фоторепортажи о Республике Адыгея, её многообразии природы.

Традиционным в работе стали:¾              конкурс на лучшего чтеца стихов адыгейских поэтов;

¾              конкурс на лучший детский рисунок «Моя Адыгея!»;

 

¾              выставки творческих работ детей и родителей «Наш дом, в котором мы живём»;

¾              викторины «Мой родной край»

 

Педагоги планируют совместно с родителями выездные и интерактивные экскурсии в национальный музей Р. Адыгея и библиотеку. Материалы музея, представленные в доступной форме для детей, дают им возможность в наглядной форме соприкоснуться с историей народа.

 

Начиная с подготовительной группы дети обучаются разговорной речи на адыгейском языке. Языковая среда в группе представлена в виде моделей.

  1. Модель «Один человек– один язык», где один воспитатель разговаривает с детьми на адыгейском языке, а другой – на русском;
  2. Модель «Погружение». Дети погружаются в «языковую ванну». Овладение языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности (НОД, режимные моменты, праздники и развлечения, игры, приветствие);

Одним из видов методической поддержки педагогов ДОО является внедрение в работу технологии применения сказок по изучению детьми адыгейского языка.

Она включает несколько этапов:

Таблица. Технология изучения адыгейского языка

Фото. Инсценировка сказки «Репка» на адыгейском языкеПрекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством. Коллектив нашего ДОО ставит задачу- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество – песни, танцы, обряды, традиции.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкальной и художественно-трудовой деятельности.

Так в нашем саду проводятся:¾   Праздники «Весёлая ярмарка» и «Масленица», «Пасха».

¾              Концерты ко дню пожилого человека, ко дню Матери и ветеранов ВОВ;

¾              Инсценировка русских народных сказок на новый лад;

¾              Тематические выставки «Огород на окне», «Выпечка для кукол», «Мастерская дедушки Мороза»;

¾              Вышивка узоров на ткани.

Успех патриотического воспитания наших дошкольников во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно принимают участие в «Неделе добрых дел», которая организуется в последнюю неделю каждого месяца. В рамках недели проводятся акции, такие как:

¾              Акция «Поздравление ветеранов ВОВ»;

¾              Акция «Узнай свою родословную»;

¾              Акция «Весенняя неделя добра

¾              Особую активность родители проявили в акции «Ромашка», где им было предложено поместить в центр «ромашки» фото ребёнка, а на лепестках -написать ласковые слова, которые они говорят ребёнку.

При организации совместной деятельности большую роль играет проектная деятельность. Так детском саду с целью формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты:

¾              «Мы внуки твои, Победа!» (к 65-летию со дня окончания великой войны) Проект занял II место в городском конкурсе «Лучшая методическая разработка»;

¾              «Мы наследники Великой Победы» (к 70-летию со дня окончания ВОВ) (проект представлен на сайте ДОО)

К празднованию 70-летней даты со дня окончания Великой Отечественной войны педагоги нашего детского сада приложили максимум усилий, чтобы дети поняли, что такое война и гордились подвигом солдат, народа.

В течение 2 месяцев воспитанники знакомились с историческими событиями военных лет. Была организована экскурсия в библиотеку, где дети узнали о том, как жители Майкопа встретили войну, как долго она длилась, где прятались партизаны, и как освобождался город.

Родителям воспитанников было предложено дома рассказать детям о войне, рассмотреть семейные альбомы, вспомнить родных, воевавших в годы ВОВ, а затем нарисовать рисунки, сочинить стихи, изготовить поделки с детьми на военную тематику. Все воспоминания - рисунки, рассказы, открытки - были вывешены на стенде "Весна Победы!"

Совместно с руководителем кружка "Волшебная нить" И. И. Пруцких, дети вышили на платочках красные звёзды и девятки.

Не осталась без внимания традиция возложения цветов к вечному огню. При входе в детей сад был выставлен макет "вечного огня", здесь дети знакомились с традицией почтения памяти погибших в годы ВОВ. Самые яркие воспоминания у детей остались от просмотра документального фильма. Мы постарались создать атмосферу кинотеатра: затемнили окна в музыкальном зале, установили экран с проектором и показали фильм о том, как люди Советского союза встретили войну, как провожали солдат, как выживали дети и как долго приближался день Победы - 9 мая, и как он для нас, сегодняшнего поколения, дорог.

 

 

 

На нас была возложена ответственность пригласить к себе ветеранов, тружеников тыла и торжественно вручить им юбилейные медали "70 лет Победы в ВОВ 1941-1945". Дети и сотрудники дошкольного учреждения подготовили концертную программу "Земной поклон за ратный подвиг на войне!". С особым воодушевлением юные артисты ждали этого дня. На празднике они выступали весело, раскрепощённо, с удовольствием: пели песни, читали стихи, танцевали "Кадриль", "Вальс Победы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По окончании праздника заведующая Е. В. Плешкова поздравила ветеранов, вручила им медали и пожелала крепкого здоровья и долгих лет жизни. После концерта все приглашённые ветераны и дети пили чай.

Коллектив детского сада принял участие в конкурсе профсоюзной песни среди профсоюзных организаций работников образования города Майкопа и занял почётное III место.

Результаты работы педагогов с детьми и родителями нашего учреждения представлены в социальной сети, где имеется группа «Детский сад № 30 Ручеёк» и на официальном сайте детского сада (http://dou30-maykop.ru)

Интересная и увлекательная работа по созданию и реализации модели нравственно- патриотического воспитания обучающихся в МБДОУ № 30 продолжается. Педагоги ищут новые формы с обучающимися, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике. В предстоящем учебном году планируется наладить социальное партнёрство с институтом искусств при АГУ и организовать экскурсию для детей и родителей в мини- музей «Быт и культура адыгского и русского народов», созданный студентами.

Опыт работы педагогов МБДОУ № 30 позволяет с делать вывод о том, что на этапе завершения дошкольного образования дети:

¾              проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, её достижения, имеют представления о её многонациональности;

¾              проявляют интерес к родной культуре, традициям народа, с которым проживают по-соседству;

¾              имеют первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляя уважение к своему и противоположному полу.

  1. 5. Проектная деятельность нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Проект «Адыгея – уголок земли: познаём вместе»

Благова Наталья Ивановна, старший воспитатель

Газова Марианна Тлостамбиевна, воспитатель

Каждый человек имеет свою малую родину, где он родился и вырос. С годами воспоминания о родных местах, родном городе, улицах, детском саде, школе, становятся всё дороже. Как известно, детские воспоминания самые яркие. Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях.

В целях реализации регионального компонента образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 30» с детьми старшей группы был проведён проект «Адыгея- уголок земли: познаём вместе».

Идея проекта заключалась в том, что, чтобы посредством различных видов деятельности воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Актуальность проблемы обосновывалась тем, что современные дети мало знают о родной земле, стране, особенностях национальных традиций, языке, равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель и задачи проекта заключались в формировании у детей чувства любви к Родине; воспитании эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; развитии умения видеть и понимать красоту окружающей жизни; желании узнать больше об особенностях природы и истории Р. Адыгея.

Срок реализации проекта – 1 учебный год.

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

Подготовительный этап: изучение научно – методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО; составление совместного плана работы с национальным музеем Республики Адыгея; разработка программы кружка «Нэбзый» по приобщению детей к истокам народной адыгской культуры; составление перспективного плана воспитательно- образовательной работы с детьми в группе; создание в группе уголка по патриотическому воспитанию; проведение педагогической диагностики с детьми. Анкетирование родителей;

Основной этап: реализация перспективного плана; проведение непосредственно- образовательной деятельности с детьми;

Заключительный этап: показ открытого занятия для слушателей курсов АРИПК; повторная педагогическая диагностика; подведение итогов.

Анализ научной литературы показал, что проблема становления ценностного отношения к традициям адыгской народной культуры, к родному городу до настоящего времени разработана слабо. О чём свидетельствуют скудный перечень научных работ, посвящённых данной теме.

В пособие – альбоме Цеевой Л. Х. «Об архитектуре города Майкопа» описывается проведённое исследование «Организация и методика введения дошкольников в архитектурное пространство мира». По результатам констатирующего этапа эксперимента автор сделала вывод, что уровень эмоционально- ценностного отношения детей к родному городу в целом «низкий», а средства выразительности архитектуры родного города не используются в качестве развивающей среды детей дошкольного возраста.

Учитывая необходимость национально- регионального компонента в образовательной программе представители различных кафедр АГУ: кафедры педагогики и педагогических технологий Цеевой Л. Х., Петровой Н. В.; кафедры естественно- математических дисциплин Зайко В. В., Панеш Б. Х. и др. создали первую региональную программу «Я и мой мир для детей дошкольного возраста».  Программа ориентирована на формирование общечеловеческой культуры с учётом социально- экономического, национально- культурного и климатического своеобразия Северо – Кавказского региона и республики Адыгея.

На начальном этапе проекта была проведена педагогическая диагностика с детьми в виде вопросов: знаешь ли ты в каком городе ты живёшь? Какие обычаи адыгского народа ты знаешь? Какие памятные места города Майкопа ты знаешь? Любишь ли ты свой город? и другие.

Родителям было предложена анкета «История родного края». В анкету были включены следующие вопросы: назовите год основания города Майкопа? Когда республика отмечает свой день рождения? Какие обычаи и традиции адыгского народа вы знаете? и другие.

Результаты диагностики и анкетирования показали, что 99% детей и 27 % родителей не знают историю и культуру Республики Адыгея, 73 % родителей знают, но не применяют эти знания в повседневной жизни.

С целью ознакомления детей с предметами быта и символикой родного края в группе был оборудован уголок патриотического воспитания. В него были включены иллюстрации, фото – и видеоматериалы, символика Р. Адыгея и города Майкопа (герб, флаг и др.), народные инструменты, куклы в национальных костюмах, тематические папки «Из истории народа», «Мой город», детская литература о родном крае и многое другое.

Для детей и родителей была организована экскурсия в национальный музей. Они узнали из чего строились адыгские жилища, что такое «адыгская усадьба», национальный костюм. Сотрудники музея рассказали детям о животном и растительном мире нашего края. Материалы музея, представленные в доступной форме для детей, дали им возможность в наглядной форме соприкоснуться с историей народа.

Перспективный план работы с детьми был составлен с учётом примерного минимума содержания национально- регионального компонента образовательной программы «Я и мой мир».

В воспитательно- образовательном процессе с детьми проводились беседы на тему «Мой город», «Моя Адыгея», «Памятные места города Майкопа», «Моя одежда»; дидактические игры «На что похоже», «Теперь и раньше», «Народы мира».

На прогулке дети играли в подвижные национальные игры: метание шапки, КЪАНГЪЭБЫЛЪ (Прятки), ХЪАКУРГЪАЧЪ (Катание колеса), ШЫГЪАЧЪЭ (Скачки) и другие. Каждый день им читали мудрые народные произведения талантливых писателей: адыгейские сказки Мурата Паранука, Исхат Машбаша, стихи Киримизэ Жанэ, Руслана Нехай и других. В музыкальном зале на большом экране показывали серию документальных фильмов «Моя Адыгея».

Во второй половине учебного года среди детей были проведены конкурсы на лучшего чтеца стихов адыгейских поэтов, на лучший рисунок «Мой край», викторина «Я знаю свою малую родину».

С целью углублённого изучения детьми культуры региона все дети старшей группы были задействованы в кружковой деятельности. Занятия с ними проводились 2 раза в неделю во вторую половину дня. В игровой форме дети знакомились с национальным костюмом, предметами быта, национальной посудой, кухней. В нетрадиционном стиле – пластилинография, квилинг, канзаши – украшали национальную одежду орнаментом.

Ежегодно коллектив нашего ДОО ставит задачу – показать детям красоту народной культуры через устное народное творчество – песни, танцы, обряды, традиции.

В рамках проекта в нашем детском саду с детьми были проведены следующие мероприятия: праздник «День тыквы», концерт ко дню республики, инсценировка адыгейской народной сказки «Лиса и журавль»; тематическая выставка «Выпечка для куклы».

Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно включились в процесс и приняли участие в акциях «Поздравь ветерана», «Узнай свою родословную», «Ромашка».

В родительском уголке была размешена папка- передвижка с фоторепортажами о республике, её многообразии природы». На родительских собраниях проводились консультации «Воспитание патриотических чувств у детей», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».

С их помощью в группе систематически пополнялся уголок патриотического воспитания.

В конце учебного года совместно с семьями воспитанников мы посетили «Ночь искусств» в национальном музее Республики Адыгея, в ходе которого семьи познакомились с музыкальными инструментами адыгов, посетили творческие салоны с молодыми художниками из Майкопской художественной школы (роспись мехенди), приняли участие в мастер- классах по декоративно- прикладному искусству и живописи адыгов.

Итогом проектной деятельности стал показ открытого занятия для слушателей курсов АРИПК.

В ходе заключительного этапа мы провели повторную педагогическую диагностику. Наблюдения за детьми показали, что они проявляют интерес к культуре и традициям адыгского народа. В ходе проекта дети:

¾   получили знания о культурных достопримечательностях города Майкопа;

¾    научились различать такие виды народно- прикладного искусства как «орнамент», «плетение циновки» и другие;

¾   познакомились с элементами адыгейских национальных танцев, историей национального костюма;

¾   познакомились с традициями воспитания ребёнка в адыгской семье;

¾   узнали об адыгском этикете, культуре общения.

Повторное анкетирование родителей показало, что поставленные задачи с успехом были выполнены.