Uncategorised

гиперактивные дети

В последнее время родители и воспитатели всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут  внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя -  постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться его послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказания) гиперактивные дети абсолютно не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным провоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают воспитателя, не понимают, чего от них хотят, не могут выполнить задание до конца.

Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста, но уже в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников.  Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания».

В результате исследований было выявлено, что проблемы связаные с обучением и воспитанием гиперактивных детей, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»).

Как помочь ребенку?

  • Проконсультироваться у невролога для постановки точного диагноза, поскольку  «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) может стать в дальнейшем причиной школьной неуспеваемости, неадекватного поведения.
  • Детям 5-10 лет рекомендовано сопровождение нейропсихолога - специалиста, диагностирующего дефицит развития и выстраивающего коррекционную работу . Это немедикаментозная поддержка детей с гиперактивностью и другими затруднениями.
  • Если отношения в семье серьёзно напряжены - рекомендована работа с психологом. Совместные детско-родительские занятия помогут понять своего ребенка, и улучшить взаимоотношения.
  • Родитель может научить ребёнка контролировать своё поведение, используя четкие и понятные правила, эмоционально-нейтральный тон, терпение и понимание.

Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремлённым. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно заметить и во взрослом возрасте.

А сейчас необходимо помочь гиперактивному ребенку овладеть собственным поведением, чтобы при этом он не потерял свою инициативность, любознательность, творческий подход к делу и уверенность в себе.

Обратите внимание: ребенок неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений; чрезмерно медлительный; ему необходимо дублирование инструкций более трех раз; есть речевые проблемы; неловкость, неуклюжесть, угловатость; неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения; есть жалобы родителей, воспитателей на поведение ребенка в коллективе и дома.

Если вы наблюдаете у своего ребёнка несколько указанных признаков, вам следует проконсультироваться у психолога.

достижения воспитанников

достижения воспитанников

влияние взрослого на развитие личности ребёнка

Условия развития старшего дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего этапа. В этом возрасте значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. У ребёнка растут возможности познания окружающего мира, что в свою очередь выводит интересы ребёнка за узкий круг близких ему людей и делает доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьёзных видах деятельности (учении, труде). Старший дошкольник включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит постепенное изменение и усложнение деятельности ребёнка, к нему начинают предъявляться высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать своё поведение.

Основное влияние взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Огромное воздействие оказывает на ребёнка поведение близких ему людей. Он им подражает, перенимает их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. Помимо этого ребёнок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых и другими путями – наблюдает их труд, слушает рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые нравятся ему, вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.

Самый решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребёнка людей, - это та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребёнок привязан и мнение которых для него наиболее важно.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они в первую очередь стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Им нужна определённость, дети пытаются оценивать даже неодушевлённые предметы.

Взрослые обучают ребёнка правилам поведения. Они организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, стараясь исходить из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей-дошкольников чувства гордости и чувства стыда. Эти чувства заставляют ребёнка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Старший дошкольник начинает испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослыми действия, но и по поводу собственных положительных качеств (смелости, правдивости, готовности поделиться с другими). Он постоянно примеривает своё поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ним даст ему основание гордиться собой.

Чувство стыда, которое в более раннем возрасте вызывается, как правило, прямым вмешательством взрослого, у старшего дошкольника возникает уже и в тех случаях, когда он сам понимает, что поступил не так, как от него ожидали: нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца. Ребёнок начинает стыдиться проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребёнка от взрослого. Поведение и отношение к ребёнку взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребёнка.

Психологами установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребёнку, проявляет интерес его успеху и сопереживание неуспеху, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия, даже в случае неуспеха. Ребёнок в этом случае пытается установить положительные взаимоотношения со взрослым, доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребёнок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, может расплакаться и даже выплеснуть свою агрессию на сверстников. Многие дети в условиях отчуждённого отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности всё равно резко падает. Негативное отношение взрослого вызывает у ребёнка следующие реакции: ребёнок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и стремится избежать общения.Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен быть очень осторожным при выборе эмоциональных форм воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребёнка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основой будут положительные эмоции, а отчуждение можно использовать как форму порицания ребёнка за очень серьёзный проступок.Огромное значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослыми, которое направ­ленно на формирование у него определенного отношения к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником ин­формации о себе. Взрослые также помогают осознать ре­бенку и егособственную половую принадлежность. Ориентация ребенка на ценности своего пола в основ­ном происходит в семье. Каждый из родителей в семье не­сет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присуши женщине; смелость, решительность, самооб­ладание - признаки мужественности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение за поведением мужчин и женщин, а также через искусство. В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и жен­щин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуаль­ные особенности человека ребенок принимает за призна­ки, присущие определенному полу. Психологами было выявлено, что дети группируются в игры по признаку пола. Играя в «дочки-матери», дети так­же предпочитают роли в соответствии со своим полом. В сюжетно-ролевой игре проявляется эмоциональность ребенка, и отрабатываются возможные для мужской и женс­кой роли формы соответствующего поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает нео­братимость половой принадлежности и начинает соответ­ственно строить свое поведение. В то же время у детей воз­никают своеобразные отношения к некоторым детям друго­го пола. Эти отношения с самого начала сугубо индивидуальны. Иногда мальчик может испытывать живую и трепет­ную радость при виде ровесницы или более взрослой девоч­ки, он может мечтать и думать об этой девочке. В этом случае поведение взрослых должно быть обду­манным. Они должны уважительно относиться к трепет­ным чувствам ребенка. Здесь взрослый не должен позволять себе иронизировать по этому поводу. При этом не следует и подогревать детскую влюбленность, а, наоборот, нужно стараться переключить ребенка на какое-либо другое занятие, что может захватить его чувства и воображение с новой силой. Образ тела у ребенка возникает в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает ин­тересоваться телесной организацией людей и своей собствен­ной. Не нужно ребёнка наказывать или резко запрещать исследовать себя, тем самым, подогревая интерес ребёнка. Отвлеките, а лучше объясните ему в доступной для ребёнка форме то, что его интересует.

На взрослых лежит очень большая ответственность, так как то, что мы делаем, думаем, говорим, повторяют наши дети. Поэтому важно быть примером для своего чада, тем, на кого бы он или она хотели бы равняться.

Подкатегории