условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Одной из главных задач в ДОО согласно ФГОС ДО является охрана физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
Обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ № 30 направлена на овладение обучающимися элементарных норм и правил здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т. д.).
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной активности детей и формированию ЗОЖ.
Оснащение предметно- пространственной среды.
В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. Есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет свои отличительные признаки.
Использование нетрадиционных оздоровительных технологий в игровом варианте помогает детям с лёгкостью выполнять упражнения. Оздоровительная работа с детьми проводится в течение всего дня.
Использование в работе эмоциональных уголков.
Утром, приходя в детский сад, дети выбирают пиктограмму – эмоцию, которая соответствует их настроению, и помещают её в кармашек рядом со своей фотографией. Т. о., дети учатся определять собственное настроение и приветствовать друг друга.
Проведение утренней гимнастики.
«Зарядить» ребёнка на целый предстоящий день помогает утренняя гимнастика. Её оздоровительная польза заключается не только в формировании необходимых двигательных навыков, но и в организованном общении детей в процессе двигательной активности, что способствует повышению их эмоционального тонуса.
Питание в ДОО.
Не мало важная роль отводится правильному питанию. Ведь правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни. В детском саду организовано 3-хразовое питание (завтрак, обед и уплотнённый полдник). Между завтраком и обедом организуется второй завтрак, включающий сок или свежие фрукты.
Снятие тонуса и напряжения мышц организма.
Педагоги в ходе организованной деятельности проводят с детьми динамические паузы:
- физминутки
- Пальчиковые игры
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Релаксационные моменты
Оздоровительные технологии в музыке.
Музыкально- оздоровительную работу в ДОО принято считать новым направлением в музыкальном воспитании
Так, с детьми в ходе музыкально- образовательной деятельности, проводятся этюды на развитие воображение, мимики лица. На примере русских народных сказок, дети жестами, мимикой показывают ход своих дальнейших действий.
Сенсорное развитие.
В каждой группе имеются сенсомоторные уголки с содержанием крупы, песка, гальки, крутящихся предметов, разнообразные баночки с природными запахами. Наши пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые улучшают деятельность важных систем организма.
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми. Взаимодействие с песком способствует успешной адаптации детей к детскому саду В песочнице дети проигрывают свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выразить в силу своих возрастных особенностей.
Инклюзивное воспитание в настоящий момент является инновационным процессом.
Сенсомоторные уголки:
¾ Обеспечивают интеграцию солнечных детей в образовательной деятельности нашего детского сада;
¾ Являются условием для его положительного эмоционального состояния в группе;
¾ Формируют навыки предметной деятельности
Гимнастика после сна.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка. С этой целью в ДОО после сна проводится гимнастика в постели. Она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.
Гимнастика после сна является закаливающей процедурой, снижает процесс заболеваемости.
Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «дорожек здоровья».
Расти детям здоровым помогает самомассаж.
Организация тропы здоровья.
«Тропа здоровья» - один из самых важных организованных видов двигательной активности, в ходе проведения которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные, физические качества дошкольников.
Приобщение детей к ЗОЖ
При построении процесса валеологизации в нашем саду используются мнемотехнические приёмы – коллажи и мнемотаблицы.
Данные технологии позволяют сформировать у детей осознанно- правильное отношение к своему здоровью
В старшей группе, к концу дня, дети уже самостоятельно оценивают свои поступки, заполняя Программу индивидуальной ежедневной оздоровительной деятельности
Уважаемые родители и дети!
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Физкультурно-
оздоровительная работа
В МБДОУ проводится постоянная работа по укреплению здоровью, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов
деятельности - принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации
- выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- составление планов оздоровления
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
- предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
- противорецидивное лечение хронических заболеваний
- дегельминтизация
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Система оздоровительной работы.
№ п\п |
Мероприятия
|
Группы |
Периодичность |
Ответственные |
1. |
Обеспечение здорового ритма жизни - щадящий режим / в адаптационный период/ - гибкий режим дня - определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей - организация благоприятного микроклимата |
1 младшая группа
Все группы Все группы |
Ежедневно в адаптационный период ежедневно ежедневно |
Воспитатели, медик, педагоги
все педагоги, медсестра |
2. |
Двигательная активность |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели, Инструктор ФЗК |
2.1. |
Утренняя гимнастика |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели, Инструктор ФЗК |
2.2. |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию - в зале; - на улице. |
Все группы Все группы |
2 р. в неделю 1 р. в неделю |
Инструктор ФЗК Воспитатели |
2.4. |
Элементы спортивных игр
|
старшая, подготовительная |
2 р. в неделю |
Воспитатели, Инструктор ФЗК |
2.5 |
Кружковая работа |
старшая, подготовительная |
1 р. в неделю |
Инструктор ФЗК |
2.6. |
Активный отдых - спортивный час; - физкультурный досуг;
|
Все группы Все группы |
1 р. в неделю 1 р. в месяц |
Инструктор ФЗК Воспитатели |
2.7. |
Физкультурные праздники (зимой, летом) «День здоровья» «Весёлые старты» |
все группы подготовительная |
1 р. в год 1 р. в год |
Инструктор ФЗК, Воспитатели, муз. рук. |
2.8. |
Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)
|
Все группы |
1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком ) |
Все педагоги
|
3. |
Лечебно – профилактические мероприятия |
|
|
|
3.1. |
Витаминотерапия |
Все группы |
Курсы 2 р. в год |
медсестра
|
3.2. |
Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия) |
Все группы |
В неблагоприятный период (осень, весна) |
медсестра |
3.3. |
Физиотерапевтические процедуры (кварцевание, ингаляция) |
По показаниям врача |
В течении года |
медсестра
|
3.4. |
Фитоадентогены (женьшень и эвкалипт) |
Все группы |
Осень, весна |
медсестра
|
3.5. |
Фитонезидотерапия (лук, чеснок) |
Все группы |
В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе) |
Воспитатели медсестра |
4. |
Закаливание |
|
|
|
4.1. |
Контрастные воздушные ванны |
Все группы |
После дневного сна |
Воспитатели |
4.2. |
Ходьба босиком |
Все группы |
Лето |
Воспитатели |
4.3. |
Облегчённая одежда детей |
Все группы |
В течение дня |
Воспитатели, мл. воспитатели |
Модель двигательного режима по всем возрастным группам.
|
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Подвижные игры во время приёма детей |
Ежедневно 3-5 мин. |
Ежедневно 5-7 мин. |
Ежедневно 7-10 мин. |
Ежедневно 10-12 мин. |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно 3-5 мин. |
Ежедневно 5-7 мин. |
Ежедневно 7-10 мин. |
Ежедневно 10-12 мин. |
Физкультминутки |
2-3 мин. |
2-3 мин. |
2-3 мин. |
2-3 мин. |
Музыкально – ритмические движения. |
НОД по музыкальному развитию 6-8 мин. |
НОД по музыкальному развитию 8-10 мин. |
НОД по музыкальному развитию 10-12 мин. |
НОД по музыкальному развитию 12-15 мин. |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию (1 в зале, 2 на улице) |
2 раз в неделю 10-15 мин. |
3 раза в неделю 15-20 мин. |
3 раза в неделю 15-20 мин. |
3 раза в неделю 25-30 мин. |
Подвижные игры: - сюжетные; - бессюжетные; - игры-забавы; - соревнования; - эстафеты; - аттракционы. |
Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. |
Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. |
Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. |
Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин. |
Оздоровительные мероприятия: - гимнастика пробуждения - дыхательная гимнастика |
Ежедневно 5 мин. |
Ежедневно 6 мин. |
Ежедневно 7 мин. |
Ежедневно 8 мин. |
Физические упражнения и игровые задания: - артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - зрительная гимнастика. |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин. |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 10-15 мин. |
Физкультурный досуг |
1 раз в месяц по 10-15 мин. |
1 раз в месяц по 15-20 мин. |
1 раз в месяц по 25-30 мин. |
1 раз в месяц 30–35мин. |
Спортивный праздник |
2 раза в год по 10-15 мин. |
2 раза в год по 15-20 мин. |
2 раза в год по 25-30 мин. |
2 раза в год по 30-35 м. |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня |
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
|
|
|
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ №30
________/Плешкова Е. В./
01.09.2017г.
План работы МБДОУ №30
по медицинскому обслуживанию детей
на 2017-2018 уч. год.
№ |
Содержание работы |
Ответственный |
Сроки выполнения |
|
|||
1.1. |
Осмотр и знакомство с мед. документацией при поступлении ребёнка в группу. |
Врач ДП, медсестра ДП |
Сентябрь, по мере поступления ребёнка в МБДОУ |
1.2. |
Оформление списков оздоровительных групп и листков здоровья |
медсестра ДП |
Май, сентябрь |
1.3. |
Разработка индивидуальных планов оздоровления для каждого ребёнка с учётом пожеланий родителей, рекомендаций врача, педагогов, психолога. |
медсестра ДП, психолог, воспитатели МБДОУ |
сентябрь |
1.4. |
Разработка плана оздоровительной работы с детьми на учебный год. |
Медсестра ДП, старший воспитатель МБДОУ |
май |
1.5. |
Разработка схемы проведения оздоровительных мероприятий по месяцам. |
Медсестра ДП, старший воспитатель МБДОУ |
май |
1.6. |
Плановый осмотр 1 раз в 3 месяца |
медсестра ДП |
ежемесячно |
1.7. |
Осмотр после перенесённого заболевания для назначения восстановительных мероприятий и индивидуального режима дня. |
медсестра ДП |
В течение года |
1.8. |
Участие в медико – педагогических комиссиях по приёму и выпуску детей |
медсестра ДП |
В течение года |
1.9. |
Организация и контроль противоэпидемических мероприятий |
медсестра ДП, заведующая |
ежеквартально |
1.10. |
Анализ посещаемости в разных возрастных группах. |
медсестра ДП |
ежемесячно |
1.11. |
Оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий. |
медсестра ДП |
Октябрь Декабрь Февраль Апрель Июнь
|
|
|||
2.1. |
Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении |
медсестра ДП |
Постоянно |
2.2. |
Составление вариативных режимов дня и ООД |
Медсестра, старший воспитатель ДП |
Сентябрь |
2.3. |
Обеспечение соответствия высоты детской мебели росту детей |
медсестра ДП, воспитатели МБДОУ |
Сентябрь январь |
2.4. |
Проведение профилактических осмотров и обследование персонала |
медсестра ДП |
Сентябрь март |
2.5. |
Проведение обследования детей на я/глист, энтеробиоз, педикулёз |
медсестра ДП |
По плану поликлиники |
2.6. |
Контроль температурного режима, кварцевания, проветривания в группах. |
медсестра ДП |
Постоянно |
2.7. |
Организация и контроль проведения закаливающих процедур в группах |
медсестра ДП |
Постоянно |
|
|||
3.1. |
Организация питания детей |
Медсестра ДП, заведующая, старший воспитатель МБДОУ |
Постоянно |
3.2. |
Контроль состояния фактического питания и анализ качества питания, включая калорийность пищи, выполнение натуральных норм. |
медсестра ДП |
Постоянно |
3.3. |
Организация питания детей - аллергиков |
медсестра ДП |
Постоянно |
3.4. |
Участие в работе Совета по питанию |
Заведующая медсестра ДП, повар, кладовщик, бухгалтер |
Постоянно |
|
|||
4.1. |
Распределение детей на подгруппы для занятий ФК |
Медсестра ДП, инструктор ФЗК МБДОУ |
сентябрь |
4.2. |
Оформление списка медицинских противопоказаний при отклонениях в состоянии здоровья детей |
медсестра ДП |
сентябрь |
4.3. |
Осуществление контроля организации физического воспитания |
медсестра ДП ст. в-ль |
постоянно |
4.4. |
Консультации для родителей по физической культуре в домашних условиях |
Инструктор по ФЗК |
В течение года |
|
|||
5.1. |
Рекомендации воспитателям по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков ЗОЖ |
медсестра ДП инструктор по ФЗК, ст. в-ль |
Сентябрь Декабрь Май |
5.2. |
Беседы с детьми о навыках ЗОЖ |
медсестра ДП инструктор по ФЗК ст. в-ль |
постоянно |
5.3. |
Организация и контроль мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки, плоскостопия. |
медсестра ДП ст. в-ль |
постоянно |
5.4. |
Консультации для родителей по формирования у детей ЗОЖ |
Медсестра ДП, воспитатели, МБДОУ |
ежеквартально |
|
|||
6.1. |
Проведение вакцинации |
Врач медсестра ДП |
По плану поликлиники |
6.2. |
Анализ вакцинации |
медсестра ДП |
ежемесячно |
6.3. |
Контроль состояния здоровья до и после вакцинации, регистрация местной и общей реакции на прививку |
медсестра ДП |
ежемесячно |
|
|||
7.1. |
Приём вновь поступивших детей с анализом данных медицинской документации и назначение комплекса мероприятий по профилактике нарушений адаптации. |
медсестра ДП психолог |
По мере поступления детей |
7.2. |
Контроль течения вновь поступивших детей и проведение медико – педагогической коррекции (совместно с педагогами) |
медсестра МБДОУ ДП ст. в-ль |
По мере поступления детей |
7.3. |
Анализ адаптации детей |
медсестра ДП психолог |
В течение года |
7.4. |
Организация мероприятий по формированию функциональной готовности детей к школе |
медсестра ДП психолог ст. в-ль |
В течение года |
7.5. |
Консультации для вновь поступивших детей по подготовке ребёнка в ДОО |
медсестра ДП психолог ст. в-ль |
5 пункт |
|
|||
8.1. |
Организация плановых осмотров детей врачами- специалистами |
медсестра ДП
|
По плану поликлиники |
8.2. |
Проведение оценки физической подготовленности детей в динамике |
медсестра ДП инструктор по ФК |
9, 5 пункты |
8.3. |
Организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями |
медсестра ДП
|
В течение года |
|
|||
9.1. |
Контроль укрепления мебели в групповых помещениях, кабинетах педагогов и инвентаря на прогулочной площадке |
медсестра ДП ст. в-ль |
В течение года |
9.2. |
Инструктаж сотрудников о мерах по профилактике травматизма. |
медсестра ДП врач ДП ст. в-ль |
9,2 пункты |
9.3. |
Комплектование аптечки первой помощи |
медсестра МДОУ
|
9, 3 пункты |
9.4. |
Анализ и учёт травм |
медсестра ДП врач ДП ст. в-ль МБДОУ
|
|
|
|||
10.1. |
Анкетирование родителей и его анализ |
медсестра ДП ст.в-ль
|
9,5 пункты |
10.2. |
Информирование родителей о характере и объёме планируемых в течение года оздоровительных процедур |
медсестра ДП зав. МБДОУ |
9 пункт По мере поступления |
10.3. |
Получение письменного согласия родителей на проведение оздоровительных процедур |
медсестра МБДОУ
|
9 пункт По мере поступления |
10.4. |
Консультации для родителей |
медсестра ДП психолог инструктор по ФЗК |
еженедельно |
10.5. |
Лекции для родителей |
медсестра ДП психолог ст. в-ль
|
1 раз в квартал |
10.6. |
Информация для родителей по результатам медосмотра детей в ДОУ |
Медсестра ДП психолог в-ли |
В течение года |
10.7. |
Оформление в групповых помещениях стендов, включающих информацию по оздоровительным методикам и расписание текущих оздоровительных мероприятий |
медсестра ДП, воспитатели
|
В течение года |
10.8. |
Оформление стендов по вопросам профилактики заболеваний и методам оздоровления |
Медсестра ДП
|
В течение года |
10.9. |
Участие в родительских собраниях |
медсестра ДП
|
В течение года |
|
|||
11.1. |
Проведение санитарно – просветительской работы с сотрудниками, включая инструктаж «Первая доврачебная помощь» |
медсестра ДП
|
Еже-квартально |
11.2. |
Организация и контроль проведения оздоровительных мероприятий в группах |
медсестра ДП
|
постоянно |
11.3. |
Информирование сотрудников о состоянии здоровья детей (листы здоровья) |
медсестра ДП
|
9 пункт |
11.4. |
Консультации для педагогов по вопросам оздоровления и формирования основ ЗОЖ |
медсестра ДП
|
В течение года |